Пять проектов комплексного развития территорий формируют речной фасад Нижнего Новгорода
Реализацию нацпроекта «Инфраструктура для жизни» на прибрежных территориях обсудили в Нижнем Новгороде с участием Минстроя РФ. III Всероссийсая деловая конференция «Реки. Круизы. Маршруты» прошла в Нижнем Новгороде на слиянии рек Ока и Волга при участии Минстроя РФ. В рамках сессии «Развитие инфраструктуры прибрежных территорий и национальный проект “Инфраструктура для жизни”» министр градостроительной политики Нижегородской области Дарья Шунаева представила результаты работы над пятью масштабными проектами комплексного развития территорий (КРТ), которые уже стали ключевыми элементами будущего речного фасада города.
Инвестиционный потенциал развития прибрежных территорий обладает рядом особенностей. С одной стороны, береговая линия особенно привлекательна для жилых и коммерческих проектов, с другой – сложнее регулируется и администрируется. Как отметила министр градостроительства Нижегородской области Дарья Шунаева, преодолевать противоречия и согласовывать позиции всех игроков в проектах КРТ региону теперь помогает специально созданный орган – штаб градостроительной политики. С момента своего основания он провел около 300 заседаний, значительная часть которых посвящена непосредственно проектам КРТ.
«Это инструмент прямого диалога власти с инвесторами. С его помощью мы в ручном режиме по каждому проекту достигаем баланса обязательств частной и публичной сторон. При этом каждая площадка тщательно прорабатывается с позиции полной обеспеченности будущей застройки инфраструктурой», – отметила Дарья Шунаева.
В настоящее время на территории Нижнего Новгорода уже реализуются пять крупных проектов КРТ, которым предстоит сформировать речной фасад города: это левый и правый берега реки Оки и набережная Гребного канала.
Директор департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ Мария Синичич отметила, что большой национальный проект «Инфраструктура для жизни» стартовал в этом году, его важной частью стало развитие инфраструктуры в опорных населенных пунктах до 2030 и до 2036 годов. При этом, 75% граждан России проживают в 2160 таких пунктах, а больше половины из них – находится на водных маршрутах: реках, морях, озерах.
«Наша задача – создать такую программу, чтобы вовлечь в развитие реку и прибрежные территории», – отметила Мария Синичич. – «Результаты форума войдут в собрание лучших практик по развитию прибрежной инфраструктуры в рамках проекта».
В 2025 году федеральное финансирование прибрежных проектов изменилось: введена оценка социально-экономического эффекта в дополнение к финансовой, согласно приказу Минэкономразвития №418.
«Приказ, по сути, закрепляет позитивную практику, которую уже начали применять в некоторых регионах, заинтересованных в том, чтобы проекты после их формального завершения не стагнировали. Еще на стадии проектирования можно и нужно закладывать комплексные решения, чтобы они обладали экономическими мультипликаторами и стимулами для делового и социального развития», – отметила глава комиссии по яхтенному туризму Российского союза туриндустрии и основатель агентства «Простор» Анна Носова.
Одним из примеров таких социально-развитых проектов является водно-туристический кластер «Локомотив» в Казани, о котором рассказала начальник отдела концептуальных разработок Института развития Казани Гюзель Юлдашбаева.
Проектирование кластера под руководством главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной началось задолго до появления приказа Минэкономразвития, однако его параметры уже попадают под новые критерии оценки. Учитывая сезонность водного транспорта и парусного туризма в России, акцент был сделан на круглогодичном использовании. В результате по поручению главы Татарстана Рустама Минниханова на площади 65 га появится не только яхтенная марина на 700 мест, терминал для речного пассажирского транспорта, благоустройство и коммерческие объекты, но и крупнейший в Европе центр экстремальных водных видов спорта площадью 5,5 тыс. м² со всесезонной искусственной волной.
«Чтобы в полной мере управлять федеральными инвестиционными проектами с учетом новых параметров Минэкономразвития, регионы должны выступать в роли системных операторов водной экономики», – добавила Анна Носова. – «Это может быть в форме АНО или управляющей компании, аккумулирующий водно-земельные ресурсы. Такое решение позволит выстраивать единый инвестиционный контур, синхронизировать частные проекты с городской стратегией и федеральными нацпроектами».
Отметим, всего в III всероссийской деловой конференции «Реки. Круизы. Маршруты» приняли участие свыше 130 экспертов отрасли, включая представителей Министерства строительства РФ, правительств Нижегородской, Ярославской и Самарской областей и других регионов России.