Специалисты ГБУ «ИРАНО» приступили к разработке градостроительной документации для развития трамвайной сети в Нижнем Новгороде
Около 25 км новых трамвайных линий могут появиться в Сормовском, Приокском районах и в Новинках
Специалисты ГБУ «Институт развития агломераций Нижегородской области» приступили к разработке документации по планировке территории в целях развития трамвайной сети в Нижнем Новгороде. Около 25 километров новых трамвайных линий может появиться в Сормовском и Приокском районах, а также в поселке Новинки. Приказы о подготовке документации утвердил региональный Минград, ориентировочный срок разработки – октябрь 2026 года.
«Выбор местоположения новых трамвайных путей в первую очередь обусловлен развитием территорий. В Сормовском районе появились новые жилые дома, а в деревне Ольгино и поселке Новинки активно реализуются проекты комплексного развития незастроенных территорий. В связи с этим важно обеспечить транспортную доступность этих населенных пунктов, и внедрение «зеленого» электротранспорта позволит решить эту задачу, одновременно снизив нагрузку на существующую дорожную сеть. Развитие трамвайной сети сразу в трех направлениях значительно улучшит транспортную мобильность более чем 500 тысяч жителей, для которых новые трамвайные остановки будут находиться в шаговой доступности», – пояснила министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Дарья Шунаева.
На данный момент строительство новых трамвайных путей планируется вне улично-дорожной сети, что позволит улучшить транспортную доступность за счет дополнительного вида общественного транспорта, не зависимого от трафика основных магистралей.
«Быстрый экологичный транспорт охватит и существующие, и новые развивающиеся районы, повысит инвестиционную привлекательность города, обеспечит удобство и комфорт передвижений для жителей. Вместе с тем развитие трамвайной сети является хорошей альтернативой строительству метрополитена, требующего гораздо больших вложений», – добавила Дарья Шунаева.
Планируется, что строительство новых линий будет проходить поэтапно. Предположительно, на первом этапе в Приокском районе трамвайную линию продлят от Мызы до Ипподрома вдоль проспекта Гагарина. Этот 5-километровый участок улучшит транспортную доступность для 126 тысяч горожан. На втором этапе трамваи пустят в Ольгино и Новинки, где сейчас активно реализуются проекты комплексного развития территории. Новая линия длиной 11,5 км охватит 193 тысячи жителей новых микрорайонов. В Сормовском районе планируется продление существующей трамвайной линии. Она обеспечит охват территорий Светлоярского парка, 6-го и 7-го микрорайонов, жилого комплекса «Корабли» с возможностью дальнейшего продления до железнодорожной станции «Народная». Ожидается, что новая 8-километровая линия улучшит транспортную доступность для 200 тысяч жителей района.
По предварительной информации, суммарный пассажиропоток на предполагаемых новых линиях составит 41,5 тысячи пассажиров в день и 13,2 млн в год. С учётом модернизации существующих линий, общий пассажиропоток в городе вырастет до 62,1 млн — это в 2,5 раза больше, чем было в 2021 году.
«Подготовка градостроительной документации призвана определить оптимальные маршруты прохождения объектов, зоны их планируемого размещения и землеотвод с учетом применения оптимальных планировочных решений, что в дальнейшем обеспечит доступность трамвайных линий и удобство их использования для жителей города. Разрабатываемая нами градостроительная документация является основой для выполнения проектных работ, в рамках которых будут определены основные технические решения по конструктивным элементам трамвайной сети, организации строительства, а также позволит определить ориентировочные затраты на подготовку территории», – отметил Олег Середнев, начальник отдела подготовки проектов планировки и проектов межевания территории ГБУ НО «ИРАНО».
После разработки документация по планировке территории будет утверждена региональным Минградом, далее направится в Минтранс Нижегородской области для разработки проектно-сметной документации и дальнейшей реализации. Планируется, что финансирование будет осуществляться за счет бюджетных средств разных уровней, а также рассматривается вопрос строительства посредством заключения концессионного соглашения. Данная инициатива является частью масштабной программы по модернизации городского электротранспорта в Нижнем Новгороде, одного из самых крупных проектов в России.
Напомним, в 2024 году в городе запущена полноценная сеть из 120 электробусов, охватившая в том числе и новые жилые районы города. В мае 2025 года запущена модернизированная канатная дорога через Волгу, увеличившая пропускную способность вдвое. Летом 2025 года начато строительство второй канатной дороги через Оку, связывающей нагорную и заречную части города. Ведется строительство двух новых станций метро.