Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области сообщает о решении Нижегородского областного суда от 18 октября 2023 года

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород                                                  18 октября 2023 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Нуждина В.Н.,

при секретаре судебного заседания Сохраннове И.Н.,

с участием прокурора Маркова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авдалян Светланы Мушеговны о признании недействующими отдельных положений Генерального плана сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области,

У С Т А Н О В И Л :

19 декабря 2013 года сельским Советом Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области (далее также – сельский Совет Доскинского сельсовета) принято решение №56 «Об утверждении Проекта генерального плана сельского поселения Доскинский сельсовет» (далее также – решение сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 декабря 2013 года №56, Генеральный план).

Постановлениями Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2015 года №724 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года № 56», от 02 августа 2016 года №499 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года № 56», от 06 июля 2017 года №492 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года № 56», от 28 июля 2020 №630 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года №56» в Генеральный план внесены изменения.

Решение сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 декабря 2013 года №56 обнародовано в установленном порядке, а нормативные правовые акты Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, на официальном сайте Правительства Нижегородской области и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На карте ограничения использования территорий (охрана окружающей среды) Генерального плана отображены границы зон с особыми условиями использования территории, в том числе, сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 и его санитарно-защитная зона.

19 февраля 2014 года сельским Советом Доскинского сельсовета принято решение №3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет» (далее также – решение сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 февраля 2014 года №3, Правила землепользования и застройки).

Решением сельского Совета Доскинского сельсовета от 22 марта 2017 года №11 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области», приказами департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 года №07-01-06/8 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденные решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 22 марта 2017 года №11», от 17 декабря 2019 года №07-01-06/131 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области», приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 08 мая 2020 года №07-01-06/70-1, приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 03 июля 2020 года №07-01-06/93 в Правила землепользования и застройки внесены изменения.

Решения сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 февраля 2014 года №3, от 22 марта 2017 года №11 обнародованы в установленном порядке, а нормативные правовые акты Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о внесении в них изменений от 28 марта 2018 года и от 17 декабря 2019 года опубликованы в сетевом издании «Нижегородская правда» (http://www.pravda-nn.ru), на официальном сайте Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также включены в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области №11341-406-007-01-06/8 и №14768-406-007-01-06/131, соответственно. Нормативные правовые акты Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 08 мая 2020 года и 03 июля 2020 года о внесении изменений в Правила землепользования и застройки опубликован на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также включены в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области (номер в реестре 15200-330-007-01-06/70-1 и 15343-330-007-01-06/93).

Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 04 марта 2020 года №16 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6».

На карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки отображены границы зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 и его санитарно-защитная зона.

Авдалян С.М. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением

о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план сельского поселения Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, в части отображения на карте ограничения использования территорий (охрана окружающей среды) и карте современного использования территории (опорный план) границы зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №C-07-04/027, охватывающей земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], площадью 955+/-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, принадлежащий Авдалян Светлане Мушеговне на праве собственности;

о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения «Доскинский сельсовет», утвержденные решением Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области №3 от 19 февраля 2014 года в части отображения на карте градостроительного зонирования территории границы зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №C-07-04/027, охватывающей земельный участок с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес], площадью 955+/-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка, принадлежащий Авдалян Светлане Мушеговне на праве собственности.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Авдалян С.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером [номер], общая площадь 955+/-11 кв.м., вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка», адрес объекта: [адрес].

Земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника №С-07-04/027, чем нарушаются ее права как собственника. Сведения о наличии санитарно-защитной зоны скотомогильника содержатся в Генеральном плане и в Правилах землепользования и застройки.

Административный истец считает, что при разработке оспариваемых нормативных правовых актов административные ответчики, отобразив в них санитарно-защитную зону скотомогильника №С-07-04/027, вышли за пределы своей компетенции, поскольку постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении санитарно-защитных зон на территории Доскинского сельсовета не принималось.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Маркова Д.В., полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что Авдалян С.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером [номер], общая площадь 955+/-11 кв.м., вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка», адрес объекта: [адрес].

В соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в санитарно-защитной зоне скотомогильника №С-07-04/027.

Судом установлено, что отображенная на карте ограничения использования территорий (охрана окружающей среды) Генерального плана, на карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки граница зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027 охватывает земельный участок с кадастровым номером [номер].

Следовательно, административный истец, в отношении, которого применены оспариваемые нормативные правовые акты и который полагает, что данными актами нарушаются его права, свободы и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 5, частью 15 статьи 24, частью 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно положениям части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу положений части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

Пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакциях, действовавших на момент внесения изменений в Генеральный план) на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления сельских поселений Нижегородской области по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Законом Нижегородской области от 27 декабря 2022 года №210-З в Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» внесены изменения: в статье 2 Закона от 23 декабря 2014 года №197-З части 1 - 3 признаны утратившими силу (утратили силу с 01 января 2023 года).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года №248 (далее также – Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 12 июля 2023 года №629 «О внесении изменений в Положение о министерстве градостроительной деятельности и развития агломерацией Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 года №308 установлено, что для решения возложенных на него задач Министерство выполняет следующие функции: утверждение генеральных планов городских и муниципальных округов, изменений в генеральные планы городских и муниципальных округов в случаях, предусмотренных статьями 2 и 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области»; правила землепользования и застройки городских и муниципальных округов, изменения в правила землепользования и застройки городских и муниципальных округов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Положения о министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Устава Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуре, и правилам введения их в действие.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 11 октября 2018 года по административному делу №3а-565/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 07 февраля 2019 года №9-АПГ18-23, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 30 мая 2019 года по административному делу №3а-428/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года №9-АПА19-34, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 18 июня 2020 года по административному делу №3а-448/2020, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 24 августа 2020 года по административному делу №3а-718/2020, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 17 февраля 2021 года по административному делу №3а-90/2021 (иные судебные акты), были установлены обстоятельства соблюдения процедуры принятия и правил введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов.

Данные обстоятельства имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Проверив Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.

Пунктом 1, абзацем первым пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также – Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года №554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее также – Санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.

В сфере градостроительства применяется, в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее также – СанПиН).

Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.

Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации объектов и сооружений и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м. Скотомогильники с биологическими камерами – ко II классу с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 м. (пункт 7.1.12 СанПиН).

Вместе с тем конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее также – Постановление Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года №222, Правила) на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил Правила установления санитарно-защитных зон.

Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.

В соответствии с пунктом 3 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу положений пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером [номер] находятся в границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027.

По делу установлено, что сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 включен в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области (идентификационный номер объекта недвижимости 1122130104013783н).

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 является сооружением с кадастровым номером [номер], назначение: иные сооружения (санитарно-техническое сооружение), наименование: скотомогильник, площадью 965 кв.м., год завершения строительства: 1948, расположен по адресу: [адрес]. Сведения о границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Судом установлено, что сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 расположен на запад от д.Шумилово в 0,4 км, в непосредственной близости от летнего лагеря ЗАО «Буревестник-Агро», в овражке; удаление от пастбища – 0,1 км, от дороги с бетонным покрытием – 0,5 км, от шоссе Нижний Новгород – Богородск – 0,8 км, удаление от ближайших построек – 200 м.; скотомогильник недействующий; имеется бетонная стела, табличка с предупреждающей надписью «Осторожно сибиреязвенное захоронение; территория скотомогильника не огорожена; последнее захоронение в скотомогильник было произведено в 1948 году.

Как следует из Ветеринарно-санитарной карточки на сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027, предоставленной комитетом ветеринарии Нижегородской области, сибиреязвенный скотомогильник №С-07-04/027 расположен на запад от д.Шумилово в 0,4 км, в непосредственной близости от летнего лагеря ЗАО «Буревестник-Агро», в овражке. Удаление от пастбища – 0,1 км, от дороги с бетонным покрытием – 0,5 км, от шоссе Нижний Новгород – Богородск – 0,8 км, удаление от ближайших построек – 200 м. Почва суглинистая, площадь скотомогильника не установлена, подъездные пути имеются. Скотомогильник недействующий. Имеется бетонная стела, табличка с надписью «Сибирская язва» сбита неустановленным лицом. Территория скотомогильника не огорожена, нет четких границ, траншея шириной менее 1,5 м., высота кургана менее 0,5 м. над поверхностью земли. Последнее захоронение в скотомогильник было произведено в 1948 году.

Согласно ответу на судебный запрос Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 02 октября 2023 года №52-00-04/04-7697-2023, балансодержатель сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027 в управление с заявлением об установлении или изменении размера санитарно-защитной зоны не обращался, материалы по экспертизе проекта санитарно-защитной зоны, материалы по оценке риска здоровью населения не представлялись. В 2023 году Управлением и Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора о Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода, Богородском районе надзорные мероприятия в отношении хозяйствующего субъекта, на балансе которого находится сибиреязвенное захоронение №С-07-04/027, не проводились.

Из имеющегося в материалах дела ответа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 04 сентября 2023 года №02/14949-2023-33 видно, что санитарно-защитная зона в отношении скотомогильника №С-07-04/027 не устанавливала. Информация о наличии проектных материалов в Роспотребнадзоре отсутствует (административное дело №3а-690/2023).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных нормативных правовых актов как действовавших на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов и внесения в них изменений, так и действующих на момент разрешения настоящего спора, санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027 не устанавливалась, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по данному вопросу не готовилось и не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует.

При таких обстоятельствах, отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов и является основанием для признания их недействующими в той части, в которой эта граница, нанесенная в картах Генерального плана, Правил землепользования и застройки, охватывает земельный участок с кадастровым номером [номер].

Определяя момент, с которого Генеральный план и Правила землепользования и застройки в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку они до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Применительно к обстоятельствам настоящего дела предметом оспаривания являются нормативные правовые акты Генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области и Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области. Данные нормативные правовые акты были изначально приняты решениями сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 12 июля 2023 года №629 «О внесении изменений в Положение о министерстве градостроительной деятельности и развития агломерацией Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 года №308 установлено, что для решения возложенных на него задач Министерство выполняет следующие функции: утверждение генеральных планов городских и муниципальных округов, изменений в генеральные планы городских и муниципальных округов в случаях, предусмотренных статьями 2 и 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области»; правила землепользования и застройки городских и муниципальных округов, изменения в правила землепользования и застройки городских и муниципальных округов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела полномочия органов местного самоуправления Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области по утверждению и внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки переданы министерству градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области.

Изменения, которые вносились в Генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет нормативными правовыми актами Правительства Нижегородской области, не касались установления или изменения санитарно-защитной зоны скотомогильника № С-07-04/027.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административных исковых требований Авдалян С.М. к Правительству Нижегородской области следует отказать.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Советом Депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области – на официальном сайте администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Авдалян Светланы Мушеговны удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года №56, в части отображения на карте ограничения использования территорий (охрана окружающей среды) границы зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027, охватывающей земельный участок с кадастровым номером [номер].

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 февраля 2014 года №3, в части отображения на карте градостроительного зонирования территории границы зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-07-04/027, охватывающей земельный участок с кадастровым номером [номер].

Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Советом Депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области – на официальном сайте администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В удовлетворении административных исковых требований Авдалян Светланы Мушеговны к Правительству Нижегородской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда                                                           В.Н. Нуждин

Решение в окончательной форме принято [дата].

Судья областного суда                                                           В.Н. Нуждин

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения