Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области сообщает о решении Нижегородского областного суда от 05 июля 2023 года

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород                                                 05 июля 2023 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кунегиной Л.Е.,

с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Селезневой О.Н., административного истца Михайловской А.В., представителей административных ответчиков Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – Гарафиевой Э.Г. (доверенность), Правительства Нижегородской области – Горячкиной Т.А. (доверенность),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михайловской ФИО12 о признании частично недействующими отдельных положений Генерального плана сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области,

У С Т А Н О В И Л :

19 декабря 2013 года сельским Советом Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области (далее также – сельский Совет Доскинского сельсовета) принято решение №56 «Об утверждении Проекта генерального плана сельского поселения Доскинский сельсовет» (далее также – решение сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 декабря 2013 года №56, Генеральный план).

Постановлениями Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2015 года №724 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года № 56», от 02 августа 2016 года №499 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года №56», от 06 июля 2017 года №492 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года № 56», от 28 июля 2020 №630 «Об утверждении изменений в генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года №56» в Генеральный план внесены изменения.

Решение сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 декабря 2013 года №56 обнародовано в установленном порядке, а нормативные правовые акты Правительства Нижегородской области о внесении в него изменений опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, на официальном сайте Правительства Нижегородской области и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На карте ограничения использования территорий (охрана окружающей среды) Генерального плана (в действующей редакции) отображены границы зон с особыми условиями использования территорий и в частности сибиреязвенный скотомогильник №С-16-04/036 и его санитарно-защитная зона.

19 февраля 2014 года сельским Советом Доскинского сельсовета принято решение № 3 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет» (далее также – решение сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 февраля 2014 года №3, Правила землепользования и застройки).

Решением сельского Совета Доскинского сельсовета от 22 марта 2017 года №11 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области», приказами департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 года №07-01-06/8 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденные решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 22 марта 2017 года №11», от 17 декабря 2019 года №07-01-06/131 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского района Нижегородской области», приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 08 мая 2020 года №07-01-06/70-1, приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 03 июля 2020 года №07-01-06/93, приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 декабря 2020 года №07-01-06/210, приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 21 мая 2021 года №07-01-06/80, приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 10 июня 2021 года №07-01-06/92, приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 июля 2021 года №07-01-06/128, приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 16 ноября 2021 года №07-01-06/186, приказ Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 14.12.2022 N 07-01-03/144 в Правила землепользования и застройки внесены изменения.

Решения сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 февраля 2014 года №3, от 22 марта 2017 года №11 обнародованы в установленном порядке, а нормативные правовые акты Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области о внесении в них изменений от 28 марта 2018 года и от 17 декабря 2019 года опубликованы в сетевом издании «Нижегородская правда» (http://www.pravda-nn.ru), на официальном сайте Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также включены в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области №11341-406-007-01-06/8 и №14768-406-007-01-06/131, соответственно. Нормативные правовые акты Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 08 мая 2020 года №07-01-06/70-1, от 03 июля 2020 года №07-01-06/93, от 30 декабря 2020 года №07-01-06/210, от 21 мая 2021 года №07-01-06/80, от 10 июня 2021 года №07-01-06/92, от 30 июля 2021 года №07-01-06/128, от 16 ноября 2021 года №07-01-06/186, от 14.12.2022 N 07-01-03/144 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки опубликован на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также включены в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области.

Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 04 марта 2020 года №16 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6».

На карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки Доскинского сельсовета (в действующей редакции) отображены границы зон с особыми условиями использования территорий и в частности сибиреязвенный скотомогильник №С-16-04/036 и его санитарно-защитная зона.

Административный истец Михайловская А.В. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований, просила признать недействующими Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части распространения санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036 на территорию земельного участка по адресу: [адрес], кадастровый номер [номер], принадлежащий на праве собственности Михайловской А.В.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Михайловская А.В. является собственником вышеназванного земельного участка, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036, чем нарушаются ее права как собственника. Сведения о наличии санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника содержатся в Генеральном плане и в Правилах землепользования и застройки Доскинского сельсовета.

Административный истец считает, что при разработке оспариваемых нормативных правовых актов административные ответчики, отобразив в них санитарно-защитную зону сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036, вышли за пределы своей компетенции, поскольку постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении санитарно-защитных зон на территории Доскинского сельсовета не принималось.

В судебном заседании административный истец Михайловская А.В. просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представители административных ответчиков Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – Гарафиева Э.Г. и Правительства Нижегородской области – Горячкина Т.А., действующие в рамках полномочий, предоставленных доверенностями, с заявленными административным истцом требованиями не согласились по основаниям, подробно изложенным в отзывах на административный иск, просили в удовлетворении требований Михайловской А.В. отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора Селезневой О.Н., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что Михайловская А.В. является собственником объекта недвижимости: земельного участка, площадь 950+/-11 кв.м., кадастровый номер [номер], категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес объекта: [адрес].

В соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036.

Судом установлено, что отображенная на карте ограничения использования территорий (охрана окружающей среды) Генерального плана, на карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки граница зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036 охватывает земельный участок с кадастровым номером [номер].

Следовательно, административный истец, в отношении которого применены оспариваемые нормативные правовые акты и который полагает, что данными актами нарушаются ее права, свободы и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 5, частью 15 статьи 24, частью 4 статьи 32 ГрК РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу заявленных требований.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно положениям части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу положений части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Как установлено статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее также – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.

Пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакциях, действовавших на момент внесения изменений в Генеральный план) на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления сельских поселений Нижегородской области по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года №248 (далее также – Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Проанализировав указанные и иные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о министерстве, Устава Нижегородской области, Устава Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуре, и правилам введения их в действие.

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 11 октября 2018 года по административному делу №3а-[номер]/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 07 февраля 2019 года №[номер], вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 30 мая 2019 года по административному делу №3а-[номер]/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года №[номер], вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 18 июня 2020 года по административному делу №3а-[номер]/2020, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 24 августа 2020 года по административному делу №3а-[номер]/2020, вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 17 февраля 2021 года по административному делу №3а-[номер]/2021, были установлены обстоятельства соблюдения процедуры принятия и правил введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов.

Данные обстоятельства имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Проверив Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.

Пунктом 1, абзацем первым пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также – Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года №554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее также – Санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.

В сфере градостроительства применяется, в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года №74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее также – СанПиН).

Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.

Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации объектов и сооружений и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м. Скотомогильники с биологическими камерами – ко II классу с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 500 м. (пункт 7.1.12 СанПиН).

Вместе с тем конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее также – Постановление Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года №222, Правила) на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 утвержденных указанным постановлением Правил Правила установления санитарно-защитных зон.

Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.

В соответствии с пунктом 3 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу положений пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Из материалов административного дела следует, что в соответствии с Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером [номер] находится в границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036.

По делу установлено, что сибиреязвенный скотомогильник №С-16-04/036 включен в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области (идентификационный номер объекта недвижимости [номер]).

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, сибиреязвенный скотомогильник №С-16-04/036 является сооружением с кадастровым номером [номер], назначение: санитарно-техническое, наименование: отсутствует, площадью 670 кв.м., год завершения строительства: 1956, расположен по адресу: [адрес]. Сведения о границах санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Судом установлено, что сибиреязвенный скотомогильник №С-16-04/036 расположен на северо-восток от д. [адрес] в 2 км. Удаление от д. [адрес] 1,2 км., от [адрес] – 100 м., от федеральной трассы Нижний Новгород – Казань – 0,08 км. Площадь скотомогильника не установлена, почва супесчаная, глубина залегания грунтовых вод не более 2 метров, направление стока осадков пойма [адрес]. Скотомогильник недействующий, подъездные пути имеются. Имеется аншлаг с предупреждающей надписью «Осторожно, сибирская язва». На день осмотра (05 мая 2018 года) обнаружено: с угла восточной стороны забора отсутствует пролет бетонных плит в количестве 4 шт., через 3 пролета забора на восточной стороне отсутствует одна верхняя плита, отсутствует трафаретная надпись по периметру скотомогильника, в 7 пролетах забора с северной и западной стороны отсутствует по 2 верхних ряда плит, в 3 пролетах отсутствует по 1 верхней плите, сломаны 2 железобетонных столба и в 1 из пролетов ограждения одна плита потрескалась и образовалось сквозное отверстие в плите. Удаление скотомогильник №С-16-04/036 от ближайшего населенного пункта д. Ефимьево – 0,6 км., от пастбища – 0,2 км., от озера Ефимьевское – 200 м., от шоссе Бурцево – Ефимьево – 300 м., почва – суглинок, глубина залегания сточных вод не установлена, направление стока осадков – на северо-запад в сторону озера. Скотомогильник недействующий. Первое захоронение биологических отходов было в 1948 г. Животные, павшие от сибирской язвы, были захоронены в 1948 г. Животные, павшие от эмкара и других болезней, вызываемых спорообразующими организмами, были захоронены в 1956 г. Последнее захоронение в скотомогильник было произведено в 1956 г.

Как следует из ответа на судебный запрос от комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области от 23 июня 2023 года, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2020 года №1122 с 01 января 2021 года отменены Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом Российской Федерации 04 декабря 1995 года №13-7-2/469, в связи, с чем ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники утратили силу.

Согласно ответу на судебный запрос Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 21 июня 2023 года №52-00-04/04-4963-2023, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет ориентировочную санитарно-защитную зону размером 1000 метров от сибиреязвенных скотомогильников с захоронением в ямах. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Балансодержатель сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036 в Управление с заявлением об установлении или изменении размера санитарно-защитной зоны не обращался, материалы по экспертизе проекта санитарно-защитной зоны, материалы по оценке риска здоровью населения не представлялись. В 2023 году Управлением и Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора о Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах города Нижнего Новгорода, Богородском районе надзорные мероприятия в отношении хозяйствующего субъекта, на балансе которого находится сибиреязвенное захоронение №С-16-04/036, не проводились.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных нормативных правовых актов как действовавших на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов и внесения в них изменений, так и действующих на момент разрешения настоящего спора, санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036 не устанавливалась, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по данному вопросу не готовилось и не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует.

При таких обстоятельствах отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и является основанием для признания их недействующими в той части, в которой эта граница, нанесенная в картах Генерального плана, Правил землепользования и застройки, охватывает земельный участок с кадастровым номером [номер].

Определяя момент, с которого Генеральный план и Правила землепользования и застройки в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку они до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Советом Депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области – на официальном сайте администрации Богородского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Михайловской ФИО13 удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденный решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 года №56 (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2015 года №724, от 02 августа 2016 года №499, от 06 июля 2017 года №492, от 28 июля 2020 года №630), в части отображения на карте ограничения использования территорий (охрана окружающей среды) границы зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036, охватывающей земельный участок с кадастровым номером [номер].

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 февраля 2014 года №3 (в действующей редакции) в части отображения на карте градостроительного зонирования территории границы зоны с особыми условиями использования территорий – санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника №С-16-04/036, охватывающей земельный участок с кадастровым номером [номер].

Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению:

Правительством Нижегородской области – на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области – на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

Советом Депутатов Богородского муниципального округа Нижегородской области – на официальном сайте администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда                                                         Е.М.Калынова

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения